Первый номер — сайт о футбольных вратарях.
Collage1Collage2Collage2
Навигация
Вратари РФПЛ
Российские голкиперы
Российские легенды
Иностранные голкиперы
Иностранные легенды

Футбольные школы
Школа вратарей

Админцентр
Опрос
Кого из вратарей Вы считаете сильнейшим
Джанлуиджи Буффон
Пeтeр Шмeйxeль
Икeр Касильяс
Оливeр Кан
Хосe Луиc Чилавeрт
Вальтeр Джeнга
Эдвин Ван дeр Сар
Пeтр Чex
Мишeль Прюдомм
Клаудио Андрe Таффарeл
Рекламка
Теги
Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Карта сайта
Психология игры
Хорошая игра - это хорошая работа тренера, но зачастую тренеры не могут объективно объяснить неудачи своей команды. Приводят массу основных причин, но никогда не ищут ухудшения результатов в нерациональном построении тренировочного процесса. Наверное, в этом заключается парадокс современного футбольного тренера - обладая хорошими знаниями, он продолжает работать по-старому.

Рассмотрев все стороны подготовки, хотелось бы вывести формулу успеха футбольной команды или попытаться найти некое выигрышное сочетание всех составляющих, приводящих к успеху. Мы обязаны разобраться в выборе стратегий, поскольку все они имеют сильные и слабые стороны. Каждая может быть полезна в той или иной степени, но может и привести к неправильному решению. Мы не искали ничего принципиально нового в подходе к тренировочному процессу, просто задача представлялась иначе - на базе всех известных подходов сложить систему, в которой бы правильно ориентировался любой тренер. Это позволит увидеть весь процесс становлении команды и ее игры в соотношениях футбольных компонентов и психологических требований.

Если рассматривать индивидуальную психологическую готовность к игре, то можно констатировать, что это тоже модель, которую необходимо реализовать. Подготовить себя к предстоящей игре - это значит:

- иметь достаточную функциональную готовность,
- понимать цели и задачи в игре,
- понимать логику будущей игры,
- понимать возможные реакции соперника.

В ней все виды подготовки связаны общей идеей - игрой, и вся ежедневная работа должна быть направлена на выбор путей развития и средств реализации. Если кратко сформулировать цель, то можно сказать, что нам необходимо единство всех четырех составляющих, которые проходят через игру.

Если рассматривать психологические стороны подготовки команды, то она характеризуется, в первую очередь, стабильностью, то есть игровой устойчивостью, которая выражается в игровой дисциплине и игровом единстве решения задач. Команды, которые достигали наибольших успехов, как раз и отличались общим единством целей. В нашем случае под единством понимаются общие принципы ведения игры и реализации цели.

Второй характеристикой является здоровая психологическая атмосфера в команде. Если кратко пояснить, то мы имеем два психологических комплекса. Один ориентирован на игру, второй - на климат в команде. Оба они необходимы и зависят друг от друга. При наличии этих двух составляющих мы можем рассчитывать на успешное выступление в соревнованиях. В принципе, успех в любом педагогическом деле предполагает высокий уровень совместимости стратегии совершенствования и положительного микроклимата. Многое зависит даже не столько от личностных качеств игроков, сколько от степени их совместимости и нацеленности на общую задачу. Здесь можно сделать следующие психологические выводы:

а) все игроки должны быть заинтересованы в успехе каждого члена команды, даже при том, что в команде много игроков, которые не выйдут на поле;

б) как правило, у нашего игрока активная позиция, он хочет проявить себя и свои сильные качества в игре, но играть он должен на команду по ее законам.

Хотелось более конкретно остановиться на первом пункте, поскольку в основе игры стоят главные производные - это цели и задачи. Если рассматривать принятие тактических игровых решений, то увидим, что даже два игрока видят и понимают игру по-разному.

Психологическое состояние футболистов представляет собой комбинацию внушения и понимания. И вся сложность в том, что игрок играет примерно на 75% так, как он понимает свою игру, и на 25% так, как его просят его наставники. Такое несоответствие игровой деятельности футболистов может быть исправлено только практическими заданиями. Понимание сути происходящего в игре должно быть подкреплено обученностью и устойчивыми навыками.

Создав задел выполняемых тактических решений и требований, игрок быстрей достигает специальной готовности. Она складывается из года в год под воздействием собственного понимания решений игровых задач. Такая согласованность понимания своей игры и игры команды дает дополнительную энергию для индивидуальной работы на тренировках. Это уже коллективная (командная) мыслительная работа, где без психологической активности самих игроков и коллективной психологии команды не обойтись. Кроме того, при правильной постановке тренировочного процесса игра должна постоянно совершенствоваться. Проведение игр в разных условиях и состояниях обеспечивают надежность и определяют мастерство. Одним словом, нам необходимо накапливать запас прочности - решений и опыта.

Скорость, динамичность, большие физические нагрузки характеризуют современный футбол. И здесь при игре во многом равных по классу команд решающим является значение психологического фактора, а именно устойчивости и надежности соревновательной деятельности. Становится понятным, что рост и уровень мастерства определяется только игровыми действиями в различных условиях. В целом игра может определить два основных психических состояния футболиста. Первое - активное состояние футболиста, сопровождающееся игровым подъемом и целевой собранностью. Второе - отрицательное состояние, затрудняющее выполнение своих прямых обязанностей в решении игровых задач. Здесь, видимо, необходимо пытаться сблизить позиции установок тренера и игрока, что позволит осуществлять игровые возможности в соревнованиях. Для тренера очень важно видеть, как игроки воспринимают себя, друг друга, как относятся к общей цели. Индивидуальная установка на игру - это не требование к игроку перед соревнованиями, это игровые тренировочные упражнения, совершенствующие исполнение, это правильно расставленные акценты в подготовительных играх. Путь тренера начинается с реальной практики, с неудач и поражений, но благодаря этому происходит осмысление и продумывание теоретической в практической модели работы. Можно сказать, что тактика строится не логическим путем: логическую форму она принимает после игры, в ходе последующего анализа. Если проследить становление команды, то заметим, что оно характеризуется теми же качествами, которые присущи подготовке футболистов. Значит, и путь к совершенствованию пролегает в том же направлении. Команда часто является зеркальным отображением своего тренера. И если он идет в ногу со временем, то и команде передается способность действовать в современном и динамическом стиле.

Оплаченная реклама: